Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Путешествия
8 января 2025
0 13 мин.
Крылатая 1913 г. - Сергей Конёнков

Сергей Конёнков (1874-1971). Дерево.

Скульптура создана Конёнковым под влиянием античных образцов после путешествия в Грецию и ознаменовала собой новый этап его творчества, в котором произведения передают не только красоту и пластику женского тела, но и раскрывают глубокое символическое значение представленного образа. Античная мраморная статуя Ники Самофракийской - прообраз «Крылатой». Однако скульптор в свое произведение вложил новый смысл. Вспоминая революционные события 1905 года, Конёнков создал образ будущей победы над самодержавием. Торс, усиленный мощью одного крыла, - это символ не трепетной надежды, а утверждающей, спокойной, крепкой силы, воплощенной в женской идеальной натуре.

Крылатая 1913 г. - Сергей Конёнков
Обратная сторона
Обратная сторона
Натурщица с распущенными волосами - Валентин Серов

Валентин Серов (1865-1911) 1899 г. Бумага на картоне, акварель, тушь, белила

Сартянка 1920 г. - Павел Кузнецов

Павел Кузнецов (1878-1968) Холст, масло Приобретено у автора. 1927

У окна 1886 г. - Валентин Серов

Валентин Серов (1865-1911) Не окончен Холст на картоне, масло Приобретено у О. В. Серовой, дочери художника. 1927

Портрет Н. Я. Дервиз с ребенком. 1888-1889 гг.

Валентин Серов (1865-1911) Не окончен Железо, масло Приобретено у В. Д. Дервиза. 1935

На Руси (Душа народа) 1914-1916 гг.

Михаил Нестеров (1862-1942) Холст, масло Поступило от наследников художника. 1958

Прием волостных старшин Александром III 1886 г.

во дворе Петровского дворца в Москве. Илья Репин (1844-1930). Холст, масло Поступило из Большого Кремлевского дворца. 1953

Покорение Сибири Ермаком 1895 г.

Василий Суриков (1848-1916) Холст, масло Государственный Русский музей Картина В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» экспонировалась на 23-й передвижной выставке 1895-1896 годов. С ней связана любопытная история, важная в том числе и для истории Третьяковской галереи и хроники коллекционирования ее основателя Павла Михайловича Третьякова. Еще до официального открытия выставки «Покорение Сибири» было обещано коллекционеру, но император Николай II, посетивший с семьей выставку в Санкт-Петербурге в первые дни, решил приобрести полотно для будущего Русского музея императора Александра III. Узнав, что по договоренности с Третьяковым картина должна отойти в его галерею, царь тем не менее настоял на своем решении и, по воспоминаниям художника М. В. Нестерова, сказал: «Картина должна быть национальной и быть в национальном музее», то есть в Русском музее. В том же 1895 году, словно извиняясь за произошедшее, Суриков подарил Павлу Михайловичу уменьшенный вариант-повторение картины, который по сей день хранится в Третьяковской галерее. За последние 100 лет оригинал произведения экспонировался в Государственной Третьяковской галерее дважды: в 1937 году, на масштабной юбилейной выставке В. И. Сурикова, а затем картина участвовала в экспозиции «Русская историческая живопись», которая была развернута в стенах Третьяковской галереи в 1939-1940-х годах. Грандиозное полотно посвящено решающему сражению Ермака Тимофеевича с войсками сибирского хана Кучума в период правления царя Иоанна Грозного. Атаман Ермак Тимофеевич в этом походе (1581- 1585) погиб, утонув в Иртыше, но результатом его битвы с татарами стало присоединение Сибирского ханства к Русскому государству, а в дальнейшем - освоение Россией Сибири. Суриков работал над картиной четыре года. Он приступил к ней в 1891 году во время своей поездки в Сибирь, где его увлекли быт и нравы местных народностей: вогулов, остяков, хакасов и других. Этюды к картине он писал в разные годы и в разных местах - на реке Обь (1891), в Хакасии (1892), на Дону (1893). Казацкие корни, любовь к Сибири, реальное ощущение истории, глубокое знание старины и народных песен о Ермаке, знакомых ему с детских лет, помогли художнику почувствовать события далекого прошлого, словно он пережил их сам недавно, в чем позже признался Максимилиану Волошину: «А я ведь летописи и не читал. Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать - вижу, совсем, -как у меня. Совсем похоже». Выдача Государственным Русским музеем из своего собрания прославленного полотна Василия Ивановича Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (1895) для экспонирования в Третьяковской галерее стала со стороны санкт-петербургских коллег своеобразным актом поддержки важного выставочного проекта «Передвижники», открытого в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.

Апофеоз войны 1871 г. - Василий Верещагин

Василий Верещагин (1842-1904) Холет, масло Приобретено П. М. Третьяковым у автора. 1874

Царь Алексей Михайлович и Никон 1886 г.

Архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Александр Литовченко (1835-1890) Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым у автора. 1886 г.

При создании картины Александр Литовченко обратился к «Истории России с древнейших времен» Сергея Соловьёва. Художника заинте- ресовал сюжет, ставший началом короткого исторического периода почти абсолютного слияния светской и церковной властей. Митрополит Московский Филипп был известен как обличитель злодейств опричников царя Ивана Грозного, от руки которых в итоге погиб. Мощи его перенесли в Соловецкую обитель, где он некогда был настоятелем. Почти через полвека после этих событий игуме- ном обители стал Никон (в миру Никита Минин). 1646 году Никон отправился в Москву, где привлек к себе внимание молодого царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Со временем церковнослужи- тель был возведен в сан митрополита Новгородского и Беликолуц- кого, постепенно приобретая все большее влияние на царя. Летом 1652 года по инициативе Никона мощи митрополита Фи- липпа были перенесены из Соловецкой обители в Успенский собор Московского Кремля. В течение десяти дней гроб с телом чудотвор- ца был выставлен для поклонения в Москве в центре собора, где в свое время Филипл не побоялся обличить пред лицем Иоанна Гроз- ного зверства опричников. Здесь, в храме, случилось невероятное - царь под влиянием общения с Никоном искренне пскаялся за поступки царя Иоанна IV и попросил Никона принять патриаршество. Тот согласился при ус- ловии его полной свободы в устройстве церковной жизни. Именно этот момент и запечатлел художник. Митрополит Паисий Лигарид (1610-1678) отмечал огромный рост Никона, громадную голову, черные, несмотря на возраст, волосы, низкий нахмуренный лоб. Моделью для образа Никсна послужил известный художественный критик Владимир Стасов, который вспо- минал: «Никон у Литовченко писан с меня; только он сделал меня лет на 20 помоложе... Патриаршью мантию Литсаченко добыл на не- сколько дней из ризницы Невского монастыря, белый клобук сшил сам, по уцелевшему оригиналу, а позу и положенье рук предоставил мне избрать самому».

Утро в сосновом лесу 1889 г. - Иван Шишкин

Иван Шишкин (1832-1898) Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым у автора. 1889

Камин «Микула Селянинович Вольга»

Михаил Врубель (1856-1910), 1898-1900 Майолика Поступило от Спецмастерских Министерства культуры СССР 1965

Неравный брак 1862 г. - Василий Пукирев

Василий Пукирев (1832-1890) Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым A. Борисовского. 1871

Развал. 1859 - начало 1860-х - Евграф Сорокин

Евграф Сорокин (1821-1892) Холст, масло Поступило из Академии Художеств через Государственный музейный фонд. 1924

Проводы покойника 1865 г. - Василий Перов

Василий Перов (1833-1882) Холст, масло Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). 1925

Фомушка-сыч 1868 г. - Василий Перов

Василий Перов (1833-1882) Дерево, масло Приобретено П. М. Третьяковым А. А. Борисовского. Не позднее 1872

На острове Капри рыбацкий домик 1859 г.

Холст, масло

Танец среди мечей 1881 г. - Генрих Семирадский

Генрих Семирадский (1843-1902) Холст, масло Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). 1925

Черное море 1881 г. - Иван Айвазовский

Иван Айвазовский (1817-1900) На Черном море начинает разыгрываться буря. Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым у автора. 1881

Явление Христа народу 1837-1857 - Александр Иванов

Александр Иванов (1806-1858) (Явление Мессии). 1837-1857 Холст, масло Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (дар Александра II). 1925

Портрет А.С. Пушкина 1827 г. - Орест Кипренский

Орест Кипренский (1782-1836) Ходит, масло Приобретено Советом Третьяковской галереи у Пушкина, внука поэта, 1916

Портрет М. И. Лопухиной 1797 г. - Боровиковский В.

Владимир Боровиковский (1757-1825) Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым у В. С. и П. Ф. Перфильевых. Между 1885 и 1890

Юный живописец, Между 1765 и 1768 - Иван Фирсов

Иван Фирсов (1730 - не ранее 1785) Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым у Н. Д. Быкова. 1883

Умирающая Клеопатра 1750 г. - Иван Аргунов

Иван Аргунов (1729-1802) Холст, масло Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (собрание князя Трубецкого). 1925

Танкред и Клоринда 1761 г. - Луи Жан Франсуа Лагрене-старший

Луи Жан Франсуа Лагрене-старший (1725-1805) Холст, масло Поступило из Государственного музея изящных искусств. 1925

Иконы
Икона Спас Нерукотворный Конец XIX века
Икона Спас Нерукотворный Конец XIX века
Спас в Силах Деисусный чин 1408 г.
Спас в Силах Деисусный чин 1408 г.
Христос «Царь Славы» XIV век
Христос «Царь Славы» XIV век
Экспонаты
Женская фигура (на коленях) 1913 г.
Женская фигура (на коленях) 1913 г.
Сон 1913 г. - Сергей Конёнков
Сон 1913 г. - Сергей Конёнков
Владимир Соловьев 1915 г. - Домогацкий В.Н.
Владимир Соловьев 1915 г. - Домогацкий В.Н.
Маска льва - Михаил Врубель
Маска льва - Михаил Врубель
Вакх 1879 г. - Лаверецкий Н. А.
Вакх 1879 г. - Лаверецкий Н. А.
Царь Иоанн Васильевич Грозный 1875 г. мрамор
Царь Иоанн Васильевич Грозный 1875 г. мрамор
Николай Васильевич Гоголь 1906 г. бронза - Андреев
Николай Васильевич Гоголь 1906 г. бронза - Андреев
Как хороши, как свежи были розы 1896 г. - Беклемишев
Как хороши, как свежи были розы 1896 г. - Беклемишев
Надгробие княгини С. Волконской 1782 г. - Мартос И. П.
Надгробие княгини С. Волконской 1782 г. - Мартос И. П.
Бахус видит Ариадну задремавшую на острове Наксос 1780 г.
Бахус видит Ариадну задремавшую на острове Наксос 1780 г.
Забавное
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
up