Сергей Конёнков (1874-1971). Дерево.
Скульптура создана Конёнковым под влиянием античных образцов после путешествия в Грецию и ознаменовала собой новый этап его творчества, в котором произведения передают не только красоту и пластику женского тела, но и раскрывают глубокое символическое значение представленного образа. Античная мраморная статуя Ники Самофракийской - прообраз «Крылатой». Однако скульптор в свое произведение вложил новый смысл. Вспоминая революционные события 1905 года, Конёнков создал образ будущей победы над самодержавием. Торс, усиленный мощью одного крыла, - это символ не трепетной надежды, а утверждающей, спокойной, крепкой силы, воплощенной в женской идеальной натуре.
Валентин Серов (1865-1911) 1899 г. Бумага на картоне, акварель, тушь, белила
Павел Кузнецов (1878-1968) Холст, масло Приобретено у автора. 1927
Валентин Серов (1865-1911) Не окончен Холст на картоне, масло Приобретено у О. В. Серовой, дочери художника. 1927
Валентин Серов (1865-1911) Не окончен Железо, масло Приобретено у В. Д. Дервиза. 1935
Михаил Нестеров (1862-1942) Холст, масло Поступило от наследников художника. 1958
во дворе Петровского дворца в Москве. Илья Репин (1844-1930). Холст, масло Поступило из Большого Кремлевского дворца. 1953
Василий Суриков (1848-1916) Холст, масло Государственный Русский музей Картина В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» экспонировалась на 23-й передвижной выставке 1895-1896 годов. С ней связана любопытная история, важная в том числе и для истории Третьяковской галереи и хроники коллекционирования ее основателя Павла Михайловича Третьякова. Еще до официального открытия выставки «Покорение Сибири» было обещано коллекционеру, но император Николай II, посетивший с семьей выставку в Санкт-Петербурге в первые дни, решил приобрести полотно для будущего Русского музея императора Александра III. Узнав, что по договоренности с Третьяковым картина должна отойти в его галерею, царь тем не менее настоял на своем решении и, по воспоминаниям художника М. В. Нестерова, сказал: «Картина должна быть национальной и быть в национальном музее», то есть в Русском музее. В том же 1895 году, словно извиняясь за произошедшее, Суриков подарил Павлу Михайловичу уменьшенный вариант-повторение картины, который по сей день хранится в Третьяковской галерее. За последние 100 лет оригинал произведения экспонировался в Государственной Третьяковской галерее дважды: в 1937 году, на масштабной юбилейной выставке В. И. Сурикова, а затем картина участвовала в экспозиции «Русская историческая живопись», которая была развернута в стенах Третьяковской галереи в 1939-1940-х годах. Грандиозное полотно посвящено решающему сражению Ермака Тимофеевича с войсками сибирского хана Кучума в период правления царя Иоанна Грозного. Атаман Ермак Тимофеевич в этом походе (1581- 1585) погиб, утонув в Иртыше, но результатом его битвы с татарами стало присоединение Сибирского ханства к Русскому государству, а в дальнейшем - освоение Россией Сибири. Суриков работал над картиной четыре года. Он приступил к ней в 1891 году во время своей поездки в Сибирь, где его увлекли быт и нравы местных народностей: вогулов, остяков, хакасов и других. Этюды к картине он писал в разные годы и в разных местах - на реке Обь (1891), в Хакасии (1892), на Дону (1893). Казацкие корни, любовь к Сибири, реальное ощущение истории, глубокое знание старины и народных песен о Ермаке, знакомых ему с детских лет, помогли художнику почувствовать события далекого прошлого, словно он пережил их сам недавно, в чем позже признался Максимилиану Волошину: «А я ведь летописи и не читал. Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать - вижу, совсем, -как у меня. Совсем похоже». Выдача Государственным Русским музеем из своего собрания прославленного полотна Василия Ивановича Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (1895) для экспонирования в Третьяковской галерее стала со стороны санкт-петербургских коллег своеобразным актом поддержки важного выставочного проекта «Передвижники», открытого в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.
Василий Верещагин (1842-1904) Холет, масло Приобретено П. М. Третьяковым у автора. 1874
Архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Александр Литовченко (1835-1890) Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым у автора. 1886 г.
При создании картины Александр Литовченко обратился к «Истории России с древнейших времен» Сергея Соловьёва. Художника заинте- ресовал сюжет, ставший началом короткого исторического периода почти абсолютного слияния светской и церковной властей. Митрополит Московский Филипп был известен как обличитель злодейств опричников царя Ивана Грозного, от руки которых в итоге погиб. Мощи его перенесли в Соловецкую обитель, где он некогда был настоятелем. Почти через полвека после этих событий игуме- ном обители стал Никон (в миру Никита Минин). 1646 году Никон отправился в Москву, где привлек к себе внимание молодого царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Со временем церковнослужи- тель был возведен в сан митрополита Новгородского и Беликолуц- кого, постепенно приобретая все большее влияние на царя. Летом 1652 года по инициативе Никона мощи митрополита Фи- липпа были перенесены из Соловецкой обители в Успенский собор Московского Кремля. В течение десяти дней гроб с телом чудотвор- ца был выставлен для поклонения в Москве в центре собора, где в свое время Филипл не побоялся обличить пред лицем Иоанна Гроз- ного зверства опричников. Здесь, в храме, случилось невероятное - царь под влиянием общения с Никоном искренне пскаялся за поступки царя Иоанна IV и попросил Никона принять патриаршество. Тот согласился при ус- ловии его полной свободы в устройстве церковной жизни. Именно этот момент и запечатлел художник. Митрополит Паисий Лигарид (1610-1678) отмечал огромный рост Никона, громадную голову, черные, несмотря на возраст, волосы, низкий нахмуренный лоб. Моделью для образа Никсна послужил известный художественный критик Владимир Стасов, который вспо- минал: «Никон у Литовченко писан с меня; только он сделал меня лет на 20 помоложе... Патриаршью мантию Литсаченко добыл на не- сколько дней из ризницы Невского монастыря, белый клобук сшил сам, по уцелевшему оригиналу, а позу и положенье рук предоставил мне избрать самому».
Иван Шишкин (1832-1898) Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым у автора. 1889
Михаил Врубель (1856-1910), 1898-1900 Майолика Поступило от Спецмастерских Министерства культуры СССР 1965
Василий Пукирев (1832-1890) Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым A. Борисовского. 1871
Евграф Сорокин (1821-1892) Холст, масло Поступило из Академии Художеств через Государственный музейный фонд. 1924
Василий Перов (1833-1882) Холст, масло Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). 1925
Василий Перов (1833-1882) Дерево, масло Приобретено П. М. Третьяковым А. А. Борисовского. Не позднее 1872
Холст, масло
Генрих Семирадский (1843-1902) Холст, масло Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). 1925
Иван Айвазовский (1817-1900) На Черном море начинает разыгрываться буря. Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым у автора. 1881
Александр Иванов (1806-1858) (Явление Мессии). 1837-1857 Холст, масло Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (дар Александра II). 1925
Орест Кипренский (1782-1836) Ходит, масло Приобретено Советом Третьяковской галереи у Пушкина, внука поэта, 1916
Владимир Боровиковский (1757-1825) Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым у В. С. и П. Ф. Перфильевых. Между 1885 и 1890
Иван Фирсов (1730 - не ранее 1785) Холст, масло Приобретено П. М. Третьяковым у Н. Д. Быкова. 1883
Иван Аргунов (1729-1802) Холст, масло Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (собрание князя Трубецкого). 1925
Луи Жан Франсуа Лагрене-старший (1725-1805) Холст, масло Поступило из Государственного музея изящных искусств. 1925